Согласно действующему законодательству с 15 июля 2016 года процедура заключения сделок по жилой недвижимости будет проходить по новым правилам. Вступившая в силу поправка предусматривает приостановку выдачи Росреестром стандартных свидетельств о регистрации права на имущество. Теперь собственность будет подтверждаться выпиской из Единого государственного реестра прав (ЕГРП). При этом ранее выданные свидетельства сохранят свою юридическую силу.
Изменение в законодательстве полностью отменяет выдачу свидетельства права собственности на специальном бланке. После регистрации жилья новый владелец будет получать выписку из ЕГРП. Она существенно отличается от прежде действовавших документов, хотя и содержит всю информацию, которая традиционно включалась в свидетельство. Главная особенность – выписка не является правоустанавливающим документом. Она только подтверждает право собственности.
Выписка из ЕГРП представляет собой распечатанную на обычном листе информацию об объекте недвижимости и его собственниках. Она оформляется добровольно. Справка, выданная в момент регистрации собственности, будет использоваться для подтверждения права на объект. Документ является бессрочным и может использоваться в случаях, где ранее требовалось свидетельство.
Для получения точной информации по объекту на конкретную дату каждый желающий может заказать дополнительную выписку из ЕГРП. Это тот же документ, но содержащаяся в нем информация будет актуальной именно на момент подачи запроса. Данный вид услуги был доступен и ранее. Дополнительная выписка обычно используется для проверки юридической чистоты объекта при проведении купли-продажи.
Нововведение в действующий закон, регулирующий сферу оформления прав собственности, преследует несколько целей. Первая – упростить документооборот. Вторая – существенно повысить защиту прав собственника при заключении сделки. Возможность получения актуальной информации по объекту недвижимости всеми желающими позволит избежать обмана при покупке жилья.
Как известно, с июня 2015-го документы на регистрацию собственности в Росреестр можно подавать в электронном виде. Услуга доступна по всей территории России. С 2017 года новые собственники жилплощади смогут подавать запрос на госрегистрацию экстерриториально (без привязки к конкретному региону). Это увеличивает вероятность мошенничества. Например, когда документы подделывают и регистрируют без ведома собственника. Получив выписку ЕГРП, участник сделки купли-продажи сможет защитить себя от подобного обмана.
Несмотря на отмену выдачи свидетельств о праве собственности, порядок проведения сделок с недвижимостью останется прежним. Как и ранее, ведомству не нужно будет предъявлять выписку или другой документ, поскольку все сведения по объектам недвижимости содержатся в ЕГРП, который Росреестр ведет самостоятельно. Также пока можно не ожидать увеличения цен на регистрацию сделки. Стоимость данной услуги останется неизменной. Для физических лиц сумма составит 2000 руб., для юридических – 22 000 рублей. Выдача бумажного бланка уже включена в тариф.
Этот документ выдается в процессе регистрации права собственности и хранится у владельца. Если с момента его выдачи прошло несколько лет, а заинтересованному лицу нужно получить более свежую информацию, оформляется дополнительная выписка. Услуга является платной. Дополнительная выписка в электронном виде обойдется в 150 руб. Бумажная версия документа для частного лица стоит 200 руб., для юридического – 600 руб.
Чтобы получить дополнительную выписку из ЕГРП, нужно подать заявление онлайн или обратиться в соответствующий территориальный орган с паспортом. Это может быть:
Документ выдается в течение 5 рабочих дней со дня получения Росреестром запроса.
Информацию, представленную в выписках из ЕГРП, условно можно разбить на несколько блоков. Каждый из них содержит определенный объем данных: